Тренажёры

Перебежки в фигурном катании. Шаги в фигурном катании

Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов , то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим. В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена».

Шаги и повороты - главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду . Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов - быстрых поворотов на одной ноге.

Сводная таблица [ | ]

Сложность шагов:

Шаги без смены ноги, направления и ребра [ | ]

Дуги [ | ]

Дугой называется участок, на котором фигурист едет на одной ноге, в одном направлении и на одном ребре. Длина участка не играет роли: это может быть и коротенькая дуга в 30–40 см, присущая каскаду «любой прыжок - риттбергер », и проезд в половину катка.

Дуги - основа фигурного катания, и фигуристов учат уверенно держать ребро, а на длинных дугах - демонстрировать красивую позу. Одно из первых упражнений - разучивание дуг в форме полукруга поочерёдно на двух ногах.

Скобка [ | ]

Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в синхронном фигурном катании . Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов.

Шаги со сменой ноги [ | ]

Основной шаг [ | ]

Шассе [ | ]

Простой танцевальный шаг, напоминающий основной. Внешняя нога отталкивается как обычно, внутренняя - лишь слегка поднимается.

Кроссролл [ | ]

Танцевальный шаг со сменой ноги. Фигурист делает дугу на наружном ребре, после чего свободная нога заносится вперёд накрест с опорной. Заодно - упражнение на скольжение на внешнем ребре.

Подсечка [ | ]

Чоктау [ | ]

Наиболее известные комбинации шагов [ | ]

У всех этих комбинаций шагов есть огромное количество вариантов. Здесь указан наиболее распространённый, с движением против часовой стрелки, жирным шрифтом выделено «ядро» комбинации.

Вальсовая тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (перейти на правую ногу) RBO . Начинающие фигуристы не способны, совершив тройку, удержать дугу выезда . Намного проще перейти на правую ногу и выехать в красивой позе. Вальсовая тройка - самый простой разворот на правильно заточенных фигурных коньках. Джексон LFO (моухок) RBO («накрыть» левой ногой) LBI (толчок левой ногой) RFI (толчок правой ногой) LFO . Противовращательные элементы - те, в которых туловище вращается против дуги движения - обычно сложны (лутц , скобка, крюк, чоктау). Джексон уникален тем, что это очень простая противовращательная комбинация. Поэтому он широко применяется в дорожках шагов детей и непрофессионалов, чтобы резко сменить направление вращения. Спортсмены нередко «разбивают» джексоном перебежку. Риттбергерная тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (неполная подсечка) RBO (тройка) RFI (моухок) LBI (перейти на правую ногу) RBO. Подводящее упражнение к прыжку «риттбергер » . На задней тройке фигурист должен держать свободную (левую) ногу вперёд-накрест, а перед тем, как сделать моухок - совершить свободной ногой элегантное движение вокруг тела.

Дорожка шагов [ | ]

Выпад - один из элементов, украшающих дорожку шагов.

В одиночном и парном катании разрозненные шаги считаются связующими элементами . Но если исполнить шаги длинной цепочкой один за другим, получается зачётный элемент - так называемая «дорожка шагов».

Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила, хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ. Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов.

В правилах 2018‒19 есть два типа дорожек - техническая (StSq) и хореографическая (ChSq). В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую, пары - только хореографическую. Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −5 до +5, в зависимости от качества исполнения). Хореографическая - только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль .

Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом:

Шаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки.

Нельзя перемежать шаги прыжками и подскоками более чем в половину оборота, а также вращениями более чем в 1 оборот.

В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы.

Разрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки.

В парном катании поощряется смена рук и положения партнеров (то есть партнер и партнерша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу.

Примечания [ | ]

  1. Шаги и спирали // / Под общ. ред. А. Н. Мишина
  2. Элементы фигурного катания (неопр.) (недоступная ссылка) . Icesport.ru. Проверено 26 ноября 2008. Архивировано 14 декабря 2007 года.
  3. Чайковская Е. А. Урок двенадцатый // Фигурное катание . - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 127 с. - (Азбука спорта).
  4. Твизл (Twizzle) - Элементы фигурного катания (неопр.) . Tulup. Проверено 26 ноября 2008. Архивировано 7 июня 2012 года.
  5. Описание танца «рокер-фокстрот» (англ.) , дуги 7a, 7b кавалера или 6, 7a дамы моухоком не объявлены.
  6. Шкала оценок на 2015-16 , с. 9
  7. Глава 10. Спортивные танцы на льду // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина . - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.

ШАГИ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ Шаги в фигурном катании соединяют все элементы программы в единое целое. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов, то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим. В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена». Шаги и повороты - главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду. Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов - быстрых поворотов на одной ноге. Существует несколько видов шагов 1.Шаги без смены ноги, направления и ребра: - ДУГА - дугой называется участок, на котором фигурист едет на одной ноге, в одном направлении и на одном ребре. Длина участка не играет роли: это может быть и коротенькая дуга в 30­–40 см, присущая каскаду «любой прыжок - риттбергер», и проезд в половину катка. Дуги - основа фигурного катания, и фигуристов учат уверенно держать ребро, а на длинных дугах - демонстрировать красивую позу. Одно из первых упражнений - разучивание дуг в форме полукруга поочерёдно на двух ногах. Простейшая из обязательных фигур называется «дугой», «голландским шагом» или «кругом». Это круг, диаметром примерно в 10 длин конька фигуриста, исполненный три раза на каждой ноге. Коэффициент сложности всех дуг равен единице, исключение составляют дуги назад-внутрь (LBI и RBI), коэффициент сложности которых равен двум -ПЕТЛЯ петля считается сложным шагом: чтобы проехать по самопересекающейся траектории, нужно совершить сложное движение корпусом, руками и свободной ногой. Петли исполняются, как правило, в дорожках шагов Запись шагов: дуги характеризуются тремя параметрами: нога, направление и ребро. Ноги различают правую (R) и левую (L); направления - вперёд (F) и назад (B), рёбра - внутреннее (I) и внешнее (O). Шаги записывают как последовательность дуг. Например, простейший разворот в движении - вальсовую тройку - можно записать как LFO → LBI → RBO. Дополнительно детальное описание шага может содержать обозначение положения свободной ноги, плеч и участка соприкосновения лезвия конька со льдом. 2. Шаги без смены ноги: - ТРОЙКА (англ. 3 turn) - поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Тройка, пишет Алексей #Мишин в книге «Фигурное катание на коньках», выполняется за счет небольшого разворота плеч и бедер в сторону движения. Она называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3, каждое ребро оставляет дугообразный след, а изгиб посередине формируется во время смены ребра. Тройка - базовый элемент фигурного катания и основной способ изменить направление движения по льду. Именно тройку и моухок начинающие #фигуристы выучивают в первую очередь. Кроме того, она используется в заходах на прыжки тулуп и флип. Это наиболее часто встречающийся поворот в танцах на льду. - СКОБКА (англ. Bracket turn) - поворот на одной ноге, оставляющий след наподобие фигурной скобки «}». Скобки считаются сложным видом поворота и исполняются, как правило, только в дорожках шагов. Она похожа на «тройку», но более сложна в исполнении, потому что во время тройки зубец поворачивается внутрь окружности, по направлению движения, а в скобке - в противоположную сторону. В произвольном катании распространены две последовательных скобки в разные стороны: сначала конёк двигается зубцом назад, потом оказывается зубцом вперёд, а потом опять назад. Если на тройке фигурист разворачивается за счёт реакции льда, то скобка выполняется против реакции льда, за счёт движения корпусом в противоположную сторону. - КРЮК (англ. Rocker turn) - это поворот на одной ноге. В отличие от троек и скобок, где конек в начале и в конце движется по единой линии, в выкрюках направление меняется на противоположное. Если представить, что фигурист движется по окружности вдоль бортика катка, то в тройках и скобках после поворота конька он продолжает движение в прежнем направлении, а после крюка происходит смена окружности. Это выглядит так, будто фигурист заходит на поворот-тройку, а выходит из «скобки». - ВЫКРЮК (англ. Counter turn) - это обратный вариант крюка. Он выглядит так, как будто фигурист заходит на скобку, а выходит тройкой. Выкрюки и крюки используют для простой смены направления, но чаще их можно увидеть в дорожках шагов и в обязательных танцах у танцоров на льду. -ПЕРЕТЯЖКА - элемент фигурного катания, при котором вес тела спортсмена, скользящего на одной ноге, плавно переносится с внутреннего на наружное ребро. После перетяжек, как правило, остается след в виде «змейки». -ТВИЗЛ - это движение, при котором фигурист поворачивается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки, одновременно перемещаясь по дуге или прямой. От вращения твизл отличается тем, что спортсмен не остается на одной точке, а двигается по льду. Предпочтительно, если фигуристы поднимают руки вверх. Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в синхронном фигурном катании. Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов. 3. Шаги со сменой ноги: - шассе - это простой танцевальный шаг. - кроссролл - это танцевальный шаг со сменой ноги. Фигурист делает дугу на наружном ребре, после чего свободная нога заносится вперёд накрест с опорной. Заодно - упражнение на скольжение на внешнем ребре. - подсечка (англ. Crossover) используется для набора скорости, при заходах на прыжки и вращения. Подсечка считается простым связующим компонентом, поэтому если фигурист в промежутках между сложными элементами (например, прыжками) будет передвигаться по льду только подсечками, без сложных шагов и поворотов, его программа станет менее интересной с хореографической точки зрения, потеряет в сложности, красоте и будет оценена судьями ниже. - беговой шаг - это последовательность подсечек вперед или назад. 4. Шаги со сменой ноги и направления: - моухок (англ. Mohawk turn) - шаг со сменой направления движения, в котором участвуют обе ноги. Обычно используется именно для смены направления движения или в дорожках шагов, но может служить и для захода на прыжок флип. Простейший разворот LBO → RFO (применяемый, например, для захода на аксель) моухоком считать не принято. В любом случае, «настоящий» моухок (LFI → RBI или LFO → RBO) приходится специально разучивать, в то время как простейший разворот обычно «приходит» сам по себе, с отработкой езды спиной вперёд. Происхождение слова «моухок» таково. В начале XIX века Великобритания была увлечена индейцами, и однажды из Нью-Йорка приехал ансамбль индейцев мохоков, исполнявший воинские танцы. У них в танце было движение, напоминавшее «кораблик». А ведь именно через «кораблик» проще всего развернуться на примитивных коньках с недостаточной кривизной лезвий. - чоктау (англ. Choctaw turn) похож на моухок, но при чоктау дополнительно происходит смена ребра. Он чаще всего используется в дорожках шагов. Чоктау включены во многие из обязательных танцев у танцоров на льду. Простейшие шаги без противодвижения руками (например, традиционный заход на вращение RBI → LFO) чоктау называть также не принято. Название «чоктау» впервые встречается в книге Максвелла Уитхэма (конец XIX века). Шаг, похожий на моухок, был назван по аналогии, другим индейским племенем. Наиболее известные комбинации шагов У всех этих комбинаций шагов есть огромное количество вариантов. Здесь указан наиболее распространённый, с движением против часовой стрелки, жирным шрифтом выделено «ядро» комбинации. Вальсовая тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (перейти на правую ногу) RBO. Начинающие фигуристы не способны, совершив тройку, удержать дугу выезда. Намного проще перейти на правую ногу и выехать в красивой позе. Вальсовая тройка - самый простой разворот на правильно заточенных фигурных коньках. Джексон LFO (моухок) RBO («накрыть» левой ногой) LBI (толчок левой ногой) RFI (толчок правой ногой) LFO. Противовращательные элементы - те, в которых туловище вращается против дуги движения - обычно сложны (лутц, скобка, крюк, чоктау). Джексон уникален тем, что это очень простая противовращательная комбинация. Поэтому он широко применяется в дорожках шагов детей и непрофессионалов, чтобы резко сменить направление вращения. Спортсмены нередко «разбивают» джексоном перебежку. Риттбергерная тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (неполная подсечка) RBO (тройка) RFI (моухок) LBI (перейти на правую ногу) RBO. Подводящее упражнение к прыжку «риттбергер». На задней тройке фигурист должен держать свободную (левую) ногу вперёд-накрест, а перед тем, как сделать моухок - совершить свободной ногой элегантное движение вокруг тела. 5. Дорожка шагов: в одиночном и парном катании разрозненные шаги считаются связующими элементами. Но если исполнить шаги длинной цепочкой один за другим, получается зачётный элемент - так называемая «дорожка шагов». Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила, хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ. Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов.

П роизвольное катание состоит из фигур, различных по двигательному рисунку, форме, амплитуде и скорости. Значительную роль играет музыкальное сопровождение, в каждом случае диктующее оригинальное решение каждого элемента и их сочетаний. При всем разнообразии движений элементы произвольного катания можно разделить на следующие группы: шаги, спирали, вращения, прыжки во вращение и прыжки многооборотные.

Шаги соединяют все элементы программы в единое целое и выполняются в различных скоростных режимах, в том числе в максимальном. Овладение разнообразными шагами повышает координационные возможности фигуриста, совершенствует мастерство скольжения, создает базу для изучения других элементов фигурного катания. Спирали вносят в произвольные программы разнообразие, подчеркивающее присущую фигуристам способность к длительному скольжению, требующему хорошего чувства равновесия и гибкости.

Характерными элементами произвольного катания являются вращения, или, как их еще называют, пируэты. Исполнение быстрых, хорошо центрованных пируэтов свидетельствует о совершенной работе анализаторных систем организма, подготавливает фигуриста к овладению многооборотными прыжками - важной группой элементов произвольного катания. Прыжки в наибольшей степени отражают атлетические возможности спортсмена и считаются одним из главных технических компонентов современного фигурного катания. Решающее условие успеха в произвольном катании- высокое мастерствб выполнения всех перечисленных групп элементов, тесно связанных и гармонично дополняющих друг дpyгa.

Органическая связь движений с музыкой, стремление возможно точно выразить эстетический замысел программы требуют от фигуриста высокого технического мастерства, выразительности и атлетизма. Именно в этом и проявляется единство двух сторон произвольного катания - технической и артистической. Повышение уровня технического мастерства открывает путь к решению более сложных эстетических задач.

ШАГИ И СПИРАЛИ

Общая картина перемещения фигуриста по площадке во время исполнения произвольной программы обычно весьма сложна. Здесь очень важны уверенное экономичное скольжение, владение шагами и спиралями различной формы, умение кататься на крутых дугах, используя широкие возможности фигурных коньков, создающих исключительно благоприятные условия для скольжения по инерции.

Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги в фигурном катании могут быть классифицированы по нескольким признакам. Различают шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах. Комбинации шагов на двух ногах называют змейками. В зависимости от рисунка комбинаций шагов различают дорожки по прямой, по кругу и так называемый серпантин - комбинацию шагов с извилистым рисунком, состоящую из крутых дуг (рис. 45). С учетом основного ключевого элемента, встречающегося в данной комбинации, различают шаги тройкой, скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и т. д.

Одни шаги служат для поддержания и увеличения скорости скольжения, другие благодаря оригинальности и сложности движений играют самостоятельную роль, наиболее полно и точно отражая характер музыки, ее колорит. Оба вида шагов постепенно сближаются, а в лучших композициях одновременно решают обе задачи. Простые перебежки и подталкивания заменяются оригинальными комбинациями. Повороты, перетяжки, петли, подскоки и вращения, многократно повторяемые в различных сочетаниях, значительно повышают двигательные возможности фигуриста, улучшают композиционный рисунок программы.

Перебежка - простейшая разновидность шагов. Ее выполняют ходом вперед и назад. Овладение перебежками создает основу для совершенствования шаговых движений, рождает у исполнителя чувство легкости, непринужденности и естественности скольжения.

Перебежку вперед разучивают с помощью следующих упражнений. После небольшого разбега фигурист приседает и скользит на двух коньках, расположенных параллельно и плотно друг к другу. Следует добиваться бесшумного скольжения. Контролируют правильность выполнения упражнения по звуку: при хорошем выполнении слышен лишь легкий хруст льда.

След должен быть тонким, почти без снежной стружки. Упражнение сначала выполняют по прямой, а затем по дугам - вправо и влево.

Отталкивание наружной (правой) ногой. Коньком правой ноги нажимают на лед, выполняя толчок. Конек движется без проскальзывания и касания льда зубцами. В конечном положении правую ногу выпрямляют и отводят назад. Левая нога все время согнута.

Отталкивание внутренней (левой) ногой. Из исходного положения левую ногу перемещают несколько назад и, нажимая на лед наружным ребром конька, мягко выполняют толчок, без проскальзывания и касания льда зубцами. Одновременно правую ногу выносят вперед и несколько внутрь левой и держат согнутой на протяжении всего толчка до возвращения левой ноги в исходное положение.

Освоив скольжение на двух ногах в положении приседа, отталкивание правой и левой ногой, переходят к упрощенному варианту перебежки вперед. Каждое движение выполняют на 4 счета в следующей последовательности: скольжение на двух ногах, толчок правой ногой, толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, и т. д. Затем переходят к выполнению собственно перебежки, т. е. чередуют толчки левой и правой ногой без промежуточного скольжения на двух ногах.

Выполнять перебежки назад проще, чем вперед. Наиболее распространенная ошибка - скобление льда зубцами конька из-за чрезмерного наклона тела вперед. Для ее устранения добиваются более вертикального положения туловища, контролируя правильность перебежки на слух: касание льда зубцами конька хорошо слышно как окружающим, так и самому фигуристу.

Главные технические особенности перебежек - сильно согнутая опорная нога, полное выпрямление толчковой ноги в конце толчка, отсутствие вертикальных перемещений тела и непринужденное положение головы, плеч и рук.

После овладения перебежками можно приступать к разучиванию шагов с поворотами. Многие встречающиеся в них положения являются исходными, промежуточными или конечными в более сложных элементах - прыжках и вращениях. Кроме того, повороты в шагах часто выполняют настолько слитно, что создается эффект вращения - фигурист вращается и одновременно перемещается по ледяной дорожке. Такие шаги положительно влияют на функции вестибулярного аппарата и готовят организм спортсмена к выполнению сложных вращений.

Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот - тройка. К достаточно легким и весьма полезным относится шаг тройкой вперед-наружу. Он состоит из тройки левая назад-внутрь с последующей сменой скольжения на правой назад-наружу. Тройку выполняют так, чтобы в исходном положении свободная нога была выпрямлена и отведена назад, а в момент поворота не полностью прижималась бы к опорной. Важно четко фиксировать конечное положение поворота тройкой: в положении левой назад-внутрь правая нога выпрямлена и отведена назад. Переход на правую назад-наружу сопровождается энергичным отталкиванием внутренним ребром левого конька, в результате чего левая нога выпрямляется и отводится назад-вверх.

В исходном и конечном положениях свободная нога развернута, туловище и голова держатся прямо. Нельзя допускать резких движений руками.

Подготовительным упражнением к выполнению прыжков, в частности прыжка петлей, считается шаг тройкой назад-наружу. В исходном положении фигурист скользит ходом правой назад-наружу, левая нога впереди, затем выполняет тройку правой назад-наружу - правой вперед-внутрь и переводит левую ногу в положение назад-внутрь. После этого правую ногу ставят назад-наружу, и шаг повторяется.

Здесь есть ряд особенностей, соблюдение которых значительно улучшает качество выполнения шага. В исходном положении плечи и голова обращены внутрь круга, свободная нога при повороте тройкой несколько развернута и скрещена с опорной впереди нее. Переход на правую назад-наружу выполняется как аналогичная перебежка назад и заканчивается тройкой назад-наружу.

Оба рассмотренных шага весьма удобны для увеличения скорости скольжения, а при соответствующей хореографической окраске могут приобрести и определенный танцевальный характер. Шаги тройкой при последовательном выполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно с разных ног, образуют серпантин.

Часто встречается - как самостоятельно, так и в различных комбинациях - шаг крюком назад-наружу. Из исходного положения левая вперед-внутрь, правая нога впереди следует переход на правую назад-наружу, левая нога сзади. Затем выполняют переход в исходное положение на левую вперед-внутрь, одновременно выносят правую ногу вперед, и шаг повторяется. Голову необходимо держать прямо, а спину прогнуть.

Весьма полезны и эффектны скобочные шаги. Они могут быть исполнены как по прямой, так и по кругу. Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, их включают в различные комбинации, чтобы подчеркнуть характерные моменты музыкального сопровождения. Шаги на зубцах являются хорошим упражнением для укрепления голеностопных суставов и развития мышц стопы. Здесь, как и вообще в шагах, важна хорошая осанка. Как правило, шаги на зубцах нужно выполнять так, чтобы вертикальные перемещения тела не были заметны.

Составляя комбинации, следует чередовать шаги, позволяющие увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта возможность выражена слабее.

Спирали. К спиралям относятся элементы, при выполнении которых на льду остается след в виде линии с плавно меняющейся кривизной. Спирали могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от положения тела различают ласточку, кораблик и другие позы (рис. 46). В зависимости от направления и фронта скольжения спирали выполняют на наружном и внутреннем ребрах конька, вперед и назад. Разновидностью спирали считается циркуль. При выполнении циркуля одну ногу фиксируют на льду с помощью зубцов или пятки конька, другая описывает окружность, центром которой является точка фиксации (рис. 47). Существуют комбинации спиралей, а также комбинации спиралей с циркулями.

Красота и точность позы - важное требование, предъявляемое к спирали. Для ласточки это высоко поднятая развернутая нога, непринужденное положение головы и рук, для кораблика - выпрямленные ноги, прогнутая спина, для циркуля - положение глубокого приседа, прямая спина, поднятая голова.

Чем выше скорость, тем эффектнее спираль. Высокая скорость скольжения улучшает зрительное восприятие, позволяет увеличить наклон тела, усиливая динамику позы. Кроме того, скольжение на большой скорости, как правило, повышает устойчивость. Часто спираль играет роль элемента, выполняя который спортсмен получает возможность отдохнуть, подготовиться к сложной части программы.

Спирали и циркули с успехом можно разучивать в зале, на спортивной площадке. Спираль в положении «ласточка» на начальных этапах обучения можно выполнять с невысоко поднятой свободной ногой. Кораблик при недостаточной выворотности целесообразно разучивать сначала на согнутых ногах, а затем на одной выпрямленной, а другой согнутой. Но и в этом случае необходимо стремиться к высокой скорости скольжения, точности позы и соответствию ее замыслу всей композиции. При всей своей относительной простоте исполнения спирали, выполненные в оригинальной позе в соответствии с музыкой, могут стать украшением произвольной программы.

Изучение спиралей (ласточка вперед и назад, ласточка на сильно согнутой опорной ноге, спираль в положении «пистолетик» и др.), а также циркулей - необходимое условие овладения вращениями, требующими умения сохранять равновесие в сложных статических положениях.

Специальные упражнения в тренировке шагов и спиралей. Наряду с упражнениями для развития общей и специальной выносливости тренировка шагов и спиралей должна включать их имитацию в зале. Это поможет добиться необходимой точности выполнения каждого промежуточного положения, отработать их до автоматизма, повысить координацию движений и гибкость.

Весьма полезным упражнением считается выполнение шагов с отягощениями в виде пояса, манжет на руках и ногах фигуриста. Это развивает силу, выносливость, повышает быстроту выполнения шагов и устойчивость позы.

Нередко применяют отягощение в виде груза, находящегося на льду и прикрепленного с помощью шнура к поясу. Такое отягощение постоянно оказывает сопротивление спортсмену, что способствует развитию силы, необходимой при выполнении шагов и спиралей. Устройство пояса должно обеспечивать свободное вращение наружного кольца вокруг внутреннего, подобно поясу акробатической лонжи.

Для совершенствования шагов можно использовать также резиновый амортизатор, как показано на рис. 48. Этот способ весьма эффективен при совершенствовании перебежек вперед и назад, а также шагов по кругу. При этом лучше использовать пояс, описанный выше. Резиновый амортизатор, прикрепленный к вращающемуся поясу, можно использовать и для совершенствования шагов любой конфигурации и даже всего шагового рисунка программы. Тренер скользит за спортсменом, создавая нужную степень натяжения амортизатора.

Сальхов, бильман, чоктау, пендаль, твизл, кэрриган, моухок… Это отнюдь не абракадабра и вовсе даже не текст очередного магического заклинания очкарика Гарри. Это всего лишь термины фигурного катания, которые отные будут вам понятны.

А
Аксель (Axel) - единственный прыжок, который исполняется с движения вперед. Cуществуют прыжок в полтора, 2,5 и 3,5 оборотов.

Б
Бауер (Ina Bauer) - элемент похожий на кораблик (см. далее), но ноги в нем стоят не во второй позиции (не на одной линии), а ближе к четвертой (параллельно друг другу). Нога, которая находится сзади, всегда стоит на внутреннем ребре, а та, что спереди, может быть на внутреннем или на наружным.

Бестия (Besti squad), Бести, Бестемьянова - корабликоподобная спираль. От кораблика отличается сильным прогибом в коленях, что позволяет взять более крутую дугу.

Беговой (Progressive, run) - танцевальный шаг. На ход вперед полностью соответствует подсечке вперед. На ход назад делается толчок назад-наружу ногой, которая находится в круге, в закрытую скрестную спереди позицию, затем назад внуть ногой снаружи круга в положение выпада.

Бильман (Bielmann spin) - вращение стоя с захватом конька свободной ноги обеими руками сзади над головой.

В
Валлей (Walley), цак - реберный прыжок в один оборот с хода назад-внутрь на ход назад наружу той же ноги. Характерной особенностью является поджимание согнутой в колене свободной ноги сбоку вместо скрестной группировки.

Выброс (Throw) – элемент парного катания. Партнер выбрасывает партнершу в любой многооборотный прыжок.

Выпад (Lunge) - полушпагат.

Выкрюк (Counter) - шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой «дуги». Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу.
Выкрюк исполняется в направлении «выходящей дуги».

Винт (Scratch Spin) - вращение в положении стоя. В начале исполнения элемента свободная нога уводится в сторону и сгибается перед опорной. Руки постепенно группируются, а нога опускается и выпрямляется. Это вращение является самым скоростным. Обычный винт исполняется на левой ноге. Обратный винт - на правой.

Волчок (Sit Spin) - вращение в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная выпрямляется параллельно льду.

Г
Гидроспирали (Hydboblading) - совокупность спиралей на сильно выраженных ребрах с глубоким просаживанием, и, как правило, укладыванием корпуса максимально близко ко льду. Классическая гидроспираль - спираль на ребре назад-внутрь со скрещенной сзади и вытянутой из круга свободной ногой, наклоном корпуса в круг и легким касанием пальцами свободной руки льда в центре круга.

Д
Джаксон (Jackson) – шаг, состоящий из нескольких микроэлементов. Основным из них является наружный моухок (см. далее), с которого Джаксон и начинается.
В левую сторону Джаксон выполняется следующим образом. Левая вперед наружу, правая назад наружу (LFO-RBO) - моухок. Дальше идет скрещение спереди, переход на левую ногу, ходом назад, внутреннее ребро (RBO-LBI). Последний шаг – переход на правую вперед внутрь (LBI-RFI). В правую сторону все то же самое, только с другой ноги.

Дуга - основной элемент фигурного катания - скольжение на одной ноге на наружном или внутреннем ребрах, вперед или назад. Соответственно, дуга может быть вперед-наружу, вперед-внутрь, назад-наружу и назад-внутрь.

Е
Елочка (Basic Stroking) - основной шаг. Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия - это самый основной шаг. Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.

З
Заклон (Layback Spin) - вращение в прогибе назад. Свободная нога сбоку. Руки могут находится в различных положениях.

К
Кантилевер (Cantilever), лимбо, кораблик Климкина - корабликоподобная спираль. Ноги сгибаются в коленях и подаются сильно вперед так, чтобы таз оказался прямо над коньками, а корпус укладывается назад параллельно льду и максимально низко. Есть вариации с касанием одной или двумя руками льда как в мостике.

Кораблик (Spreadeagle) - скольжение на двух ногах на наружних или внутренних ребрах в выворотном положении.

Кроссбильман (Cross-grab) - спираль с захватом конька свободной ноги противоположной рукой.

Кроссролл - движение со сменой ноги и направления скольжения. Начинается с любой ноги на наружном ребре, свободная нога находится сзади. Далее свободная проходит мимо опорной по шестой позиции и ставится на лед. После этого ноги скрещиваются и происходит переход на свободную ногу.

Крюк (Rocker) - шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой дуги. Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу. Крюк выполняется в направлении «входящей» дуги.

Кэрриган (Kerrigan spiral) - спираль в позиции ласточки с захватом колена свободной ноги одноименной рукой.

Л
Ласточка (Spiral) - суть элемента в том, что спортсмен скользит на одной ноге, а свободную поднимает вверх. В зависимости от того, на каком ребре происходит скольжение, ласточки бывают наружу, внутрь, вперед или назад. При оценке ласточек, в первую очередь, ценится реберность и плавность, умение держать позицию. При оценке комбинаций учитывается сложность перехода от одной спирали к другой.

Либела (Camel Spin) - вращение в положении ласточки. В классическом варианте исполняется на прямой опорной ноге. При качающейся либеле спортсмен наклоняется вперед и поднимается обратно.

Лутц (Lutz) - зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги, а сам прыжок выполняется с наружнего ребра левой ноги.

Читателям на заметку: Если вас интересует мониторинг цен конкурентов , то поможет вам в этом интернет-ресурс konkurenta.net.

М
Моухок (Mawhawk) - шаг с использованием обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным. Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов. Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.

О
Олень (Stag jump) - прыжок аналогичен прыжку в продольный шпагат, но в полете маховая нога сгибается в колене, а корпус, как правило, прогибается назад.

Ойлер (Half loop) - прыжок. Используется как связка в комбинациях прыжков. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей (риттбергер), но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.

Опорная нога - нога, на которой скользит фигурист.

П
Падающий лист (Falling leaf) - прыжок в продольный шпагат с ритбергерного захода.

Пендаль (Hitch kick), прыжок пендалем – с ритбергерного захода выполняется вымахивание сначала левой, а затем сразу правой ноги максимально вверх с приземлением вперед на левый зубец и быстрым переходом на правую ногу.

Перевод - поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной, оси, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук.

Перекидной прыжок (Waltz Jump) - прыжок в 0,5 оборота, подготовка к акселю.

Перетяжка Крюк (Rocker) - движение со сменой ребра и направления скольжения, без смены ноги. Выполняется вперед и назад. Используется как связующий элемент в дорожках шагов.

Петля - элемент получил свое название из-за следа оставляемого лезвием на льду после его исполнения. Это достигается за счет скручивания корпуса в направлении скольжения, и приседа на опорной ноге. Начинается петля, как обычная дуга. Раньше петля была обязательным элементом школы, сейчас практически забыта.

Пистолетик (Duck) - спираль в позиции сидя. Выполняется на любом из ребер в любом направлении, свободная нога выносится выворотно вперед. Обязательное условие: ягодицы должны быть не выше колена опорной ноги.

Подкрутка (Twist) - элемент парного катания. Партнер подбрасывает партнершу над головой, партнерша совершает обороты в горизонтальной плоскости, партнер ловит ее и ставит на лед в позицию выезда.

Прыжок в либелу - вращение. Фигурист скользит вперед на левой ноге и приземляется на правую. Вращение происходит назад.

Полубильман (спираль) (Catch-foot spiral, half-biellmann spiral) - пираль с захватом конька свободной ноги одноименной рукой.

Подсечка (Crossovers) – еще один базовый шаг в фигурном катании. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу и выполняется ходом назад. Часто используется при заходах на прыжки и вращения. Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется в «служебных» целях, как связующие шаг.

Р
Риттбергер (loop) - при исполнении риттбергера не используется ни мах, ни удар зубцом. Выпрыгивание происходит с дуги, на которой находится опорная нога.

С
Сальхов (Salchow) – прыжок, названный в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова. В нем прыжку предшествует мах свободной ногой. Затем спортсмен подтягивает ногу и выталкивает себя вверх. Считается одним из наиболее простых прыжков.

Свободная нога - нога, которая не касается льда.

Скручивание туловища - поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси. Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги. Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги.

Скобка (Bracket) - поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение \"левым боком к центру круга - лицом к центру круга - правым боком\" (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет \"левым боком к центру круга - спиной к центру круга - правым боком\". Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот \"естественный\", по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка - \"противоестественный\". Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие \"едет\" зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.

Смена направления - переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.

Смена фронта - переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот.
Положение головы, свободной ноги и рук впереди или сзади рассматривается по отношению к туловищу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается в тексте особо).

Собачка (Fan spiral) - свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат, корпус отклоняется в центр круга. В идеале линия ног должна не иметь изгибов. Положение рук произвольно.

Т
Твизл (Twizzle) - шаг, который используется, в основном, в танцах на льду. Это нечто среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге с незначительным продвижением. Чем быстрее поворот и чем меньше смещается спортсмен, тем лучше. Для танцев обязательным являются серии твиззлов, которые партнеры исполняют синхронно.

Тодес - этот элемент считается одним из наиболее сложных в парном фигурном катании. При исполнении тодеса партнерша скользит на одной ноге в горизонтальном положении. Партнер выполняет циркуль назад-наружу. Тодес может исполняться назад-наружу, назад-внутрь и вперед-наружу (по ребру, на котором скользит партнерша).

Тройка (троечный поворот) (Three turn) - поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3. Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип. Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре. Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использовала многократные тройки для захода на тройной риттбергер.

Тройка риттбергеровая - шаг со сменой фронта движения и ребра. Например, движение начинается в левую сторону, и спортсмен едет на левой ноге. Выполняется широкий шаг, как при подсечке, затем переход на правую ногу. Левая остается спереди. Затем выполняется тройка на правой ноге назад наружу, вперед внутрь. Дальше следует переход на левую ногу назад внутрь и снова толчок на правую.

Тулуп (Toe loop) - зубцовый прыжок. Удар производится зубцом левой ноги. Чаще всего этот прыжок используется в качестве второго в каскаде.

Ф
Флип (Flip) - зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги. Может выполняться с тройки вперед наружу или с моухока.

Флажок (Y-spiral) - свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат и удерживается там одноименной рукой.

Ц
Циркуль (Pivot) - скольжение на любом из ребер на ход вперед или назад с постановкой свободной ноги на зубец в центр спирали. Циркули на ход вперед предваряются постановкой ноги на зубец. На ход назад, напротив, сначала скольжение, затем зубец.

Ч
Чоктау (Choctaw) - шаг с использованием обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.

Ш
Шаги (Steps) – элементы, которые представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги в фигурном катании могут быть классифицированы по нескольким признакам. Различают шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах. Комбинации шагов на двух ногах называют змейками. В зависимости от рисунка комбинаций шагов различают дорожки по прямой, по кругу и так называемый серпантин - комбинацию шагов с извилистым рисунком, состоящую из крутых дуг. С учетом основного ключевого элемента, встречающегося в данной комбинации, различают шаги тройкой, скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и т. д..

Шарлотта (Charlotte Spiral) - спираль с переводом корпуса в вертикальное положение параллельно опорной ноге и подъемом свободной ноги в полный шпагат вверх.

Шассе - один из самых простых шагов в фигурном катании. Выполняется со сменой ноги и ребра скольжения, без смены фронта и направления движения. Может начинаться с правой и левой ног, вперед и назад, наружу и внутрь. Пример: левая вперед наружу, далее к ней подтягивается правая нога и ставится вперед внутрь, левая слегка поднимается надо льдом, но остается по шестой позиции (мысок к мыску, пятка к пятке).

Шезлонг (Inverted spiral) - лежачая спираль. Из позиции ласточки корпус и свободная нога выворачиваются «лицом» вверх.

Шпагат (продольный) (Split jump) - зубцовый прыжок в позицию продольного шпагата с флипового или тулупного захода, приземление на ход вперед на зубец маховой ноги и сразу переход на ход вперед толчковой ноги.